В настоящее время в проффесиональных кругах транспортных инженеров ведутся обсуждения над такой характеристики как транспортная доступность. Вообще, понятие доступность, предлагается использовать в качестве показателя производительности транспортной системы. Теперь нам не нужно мучится над измерением времени в пути между точкой А и B.Так, во главу угла ставится доступность (комплексная величина) тех или иных объектов достижимых из района отправления. Например, доступность должна определятся для оценки достижения рабочих мест за определенное время от места начала поездки в периоды пиковых часов. Очевидно, что оценка доступности является правильным вектором развития функционирования транспортных сетей, однако здесь есть ряд вопросов:
- как наилучшим образом использовать определенный вид транспорта, чтобы добраться до мест назначения?
- понятно, что поездки, происходящие в пиковые периоды, например, на работу или с работы могут быть оценены с точки зрения ухудшения доступности. А как быть с поездками в другие точки активности, например, в магазин, больницу, по делам во внепиковые периоды?
- очевидно, что если не измерять доступность до объектов во внепиковые периоды, то как улучшать доступность до вышеуказанных объектов и вообще нужно ли её улучшать?
Измеряя доступность
Для того что бы измерять доступность нужно обладать определенными сведениями, такими как:
- полная информация о дорожной сети, пешеходной и велосипедной инфраструктуре;
- полная информация о общественном транспорте – маршруты, остановки, расписание движения и пр.;
- демографические данные – информация о том где, живут и работают люди;
- данные о землепользовании – расположение больниц, парков, школ и продуктовых магазинов.
Для объединения всех данных можно использовать единую платформу ArcGIS и новый инструмент для оценки доступности Sugar Access. Но обо всем по порядку…
Краеугольные вопросы транспортной доступности
Для того, чтобы оценить транспортную доступность как известно нужно смоделировать транспортный спрос. Основной целью оценки спроса является моделирование основных корреспонденций типа (из дома на работу и обратно) с различных территорий (зон) города.
В настоящее время, существует несколько способов моделирования спроса на транспорт. Но классическим из них является так называемая четырехшаговая процедура моделирования спроса. Она хорошо известна в кругах транспортных инженеров и вы можете найти её описание здесь.
После того как мы смоделировали спрос на транспорт и фактически была получена вся нужная информация, нам нужно решить, что и как мы желаем фактически вычислить и измерить? Какая доступность интересует больше всего? Какую метрику нам выбрать для измерения доступности?
Очевидно, что хорошо бы измерять доступность в единой метрике до основных объектов наших поездок (например, на работу, в магазин, в школу, парк и пр.), а также использовать систему контроля (штрафов). Например, накладывать штраф тем местам назначения которые очень далеки от района выезда. Так можно сформировать единую метрику доступности объектов и использовать это в практическом транспортном планировании.
Инструмент для оценки доступности Sugar Access
В данной статье мы хотим вам рассказать об инструменте, который позволяет измерять доступность и необходимые метрики доступности в едином и удобном пользовательском интерфейсе.
Вообще, одной из основных целей лаборатории транспортного моделирования, является обозревание самых современных инструментов в области транспортного планирования моделирования.
Эта статья носит информационный характер, и направлена на ознакомление читателей с новыми инструментами. В дальнейшем, по возможности, мы на сайте лаборатории в разделе советы и хитрости, будем публиковать более детальные технические обзоры работы, с программными продуктами в том числе и в SugarAccess, которые мы представляем в данном разделе.
SugarAccess – это сравнительно новый инструмент разработанный компанией Citilabs интегрированный в ArcGIS, направленный на прицельное измерение транспортной доступности в городах с использование унифицированной метрики. По мнению, разработчиков каждая городская зона отличается друг от друга и данное программное обеспечение призвано объяснить и измерить это различие.
Известно, что в области измерения уровня обслуживания (Level of service) имеются свои уровни допустимости. Например, один город допускает уровень задержек на пересечениях больше чем другой. Также можно поступить и с транспортной доступностью.Различные районы города или разные города могут иметь утвержденные показатели доступности. Так один город может предъявлять повышенные требования к доступности культурных объектов (например, туристические города) чем другие. При этом требуется численное измерение в различии доступности этих городов. Все это реализовано в программе Sugar Access. Данная программа позволяет комплексно в дружеском пользовательском интерфейсе подходить к оценке транспортной доступности в крупных городах.
Фото:citilabs.com
Пожалуйста поделитесь статьей в социальных сетях это помогает проекту развиваться